Духовные туры в Индию

Во имя Солнца


В Индии есть всего несколько храмов Солнца. Истоки поклонения Солнцу восходят к Бронзовому веку, когда Солнцу поклонялись в Древнем Египте, Африке, Центральной и Южной Америке. Представления о Солнце в Индии восходят к эпохе неолита, но в отсутствие исторических свидетельств мы не можем быть уверены, поклонялись ли Солнцу или нет. Солнце было найдено изображенным в неолитической керамике, найденной в Пиклихале в районе Лингсаур в Карнатаке, а также в картинах в скальных убежищах Сингханпура в районе Райгар в Чхатисгархе.

Макара-санкранти или санкранти — индийский праздник божеству Сурье. Отмечается ежегодно 14-15 января — в день перехода солнца в знак Козерога (Макара), Согласно индуистским священным писаниям, Макар Санкранти считается столь благоприятным поскольку Солнце совершает свой путь на север, достигая Козерога. С этого дня Солнце считается «Уттараянским» или «обращенным на север». Макар Санкранти — один из немногих праздников, где поклоняются богу Солнца в Индии.

Самое раннее упоминание о Сурье в Индии появляется в Ригведе, самой древней из Вед (по оценкам, датируемой 1500-1200 годами до н. э.).

На самом деле, Сурья, культ Солнца, был настолько могуществен, что он сидел во главе целого ряда солнечных божеств, таких как Савитр, Вивасвант и Ашвины. Конь считался ваханой (колесницей) Бога Солнца.

В более поздний Ведический период, концепция бога Солнца развивалась еще дальше. Он был призван как творец, питатель, защитник, а также разрушитель Вселенной.

Греческий писатель Афаней (200 г. до н. э.) в своей книге «Ученый пир» упоминает, что индийцы поклонялись Сурьядеву.

Поклонение Солнцу также появляется в Великих индуистских эпосах Рамаяны и Махабхараты через такие ритуалы, как Ашвамедха-ягна, чтение мантр Гаятри и ритуальные приветствия Богу Солнца утром и вечером.

Интересно, что все известные цари, упомянутые в Рамаяне, такие как Харишчандра, Ману, Икшваку, Дашратха, Господь Рам, Лув и Куша, все упоминаются как Сурьяванши или потомки Сурьи. Говорят, что Господь Хануман отдал дань уважения Богу Солнца перед тем, как отправиться на Ланку в поисках Ситы.

В Махабхарате есть упоминание о тысяче восьми поклонниках солнца в лагере Пандавов. Это может быть отсылка к Саурам или культу солнцепоклонников, существовавшему в Древней Индии. В Махабхарате есть также гимн под названием «Сурьяштоттара Шатанама Стотра» — это 108 имен бога Солнца, которым учил Юдхиштхиру Риши Дхаумья. Интересно, что в Махабхарате, в отличие от Вед, Бог Солнца появляется в человеческом облике в рассказе о Кунти и ее сыне Карне, сыне бога Солнца.

Если отойти от эпоса и религиозной литературы, то самое раннее антропоморфное изображение бога Солнца относится к периоду Маурьев, датируемому III веком до н. э., и было найдено недалеко от Патны в Бихаре с терракотовым круглым диском, на котором изображен бог Солнца, сидящий на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Терракотовые изображения Сурьи также были найдены в Чандракетугархе, на медальоне Бхархута и перилах ступы Бодхгая, датируемой 2 веком до нашей эры.

Тур — Храм Солнца, Индия

Однако возрождение и масштабное поклонение Богу Солнца началось только с периода Гупты в 4-5 веке нашей эры. В этот период существовала мощная секта солнцепоклонников «Саура». Поскольку многие визуальные образы эпической Махабхараты восходят к периоду Гупты, неудивительно, что Сауры упоминаются в Махабхарате. Сауры верили, что можно достичь духовного освобождения (мокши), поклоняясь Солнцу. Однако с течением веков секта Саура пришла в упадок и слилась с Вайшнавизмом.

Однако поклонение Солнцу все еще практикуется среди многочисленных племен Индии, особенно в Одише (штат Орисса). Саоры и Хуанги — два важных племени Ориссы, поклоняются Солнцу как своему верховному богу и отдают ему дань уважения во время жатвы, браков и рождения детей. Племя Хайра из района Маюрабхандж в Одише также поклоняется Богу Солнца под именем Дхарани Девата.

Верховное божество племени Бондо из района Малкангири называется Махапрабху, который олицетворяет как Солнце, так и Луну. Санталы, населяющие холмистые области Майурбхандж и Кеонджхар, поклоняются богу Солнца Как «Тхакур», или «Синг Бонга», или «Дхарам». Точно так же, племена Кондхов из Южной Ориссы поклоняются богу Солнца под именем «Бона Пенну», за хорошие урожаи.

В то время как поклонение Солнцу сократилось по всей Индии, его остатки есть в виде исторических храмов Солнца, которые простираются от Кашмира до Тамилнаду. Мы взглянем на некоторые из самых важных и исторических храмов Солнца в Индии:

Храм Солнца Мартанд

Тур в Кашмир, храм Солнца

Храм Солнца Мартанда в Джамму и Кашмире был построен как один из самых величественных храмов в Северной Индии. В 2 км от Анантнага он был построен королем Кашмира Лалитадитьей между 725 и 756 годами нашей эры. Помимо грандиозного масштаба этого храмового комплекса, особенно выделяется архитектурное слияние, которое он представляет. Здесь сочетались архитектурные стили Гандхарана, Гупты, китайцев, римлян и даже греков. Храм состоял из центрального святилища, окруженного 84 меньшими святынями. Он был построен на плато, с которого даже сегодня видна вся долина Кашмира и хребет Пир-Панджал. Хотя храм был разрушен в 15 веке нашей эры, его впечатляющие руины все еще стоят высоко. Даже в своем нынешнем состоянии он остается одним из самых впечатляющих храмовых комплексов в Индии!

Храм Солнца в Конарке, Орисса

Туры в Ориссу. Храм Солнца

в Ориссе является самым культовым храмом Солнца в Индии. Построенный Нарасимхадевой I из династии Восточного Ганга в 1255 году н. э., он напоминает сверкающую колесницу Бога Солнца с искусно вырезанными колесами. Интересно, что колесница имеет 24 колеса, каждое из которых представляет две недели года, а 8 спиц каждого колеса служат солнечными часами, символизирующими 8 прахар (делений) дня. Со временем великий храм пришел в упадок, и его главный купол рухнул. Он был покрыт плесенью и растительностью и назывался “черной пагодой” европейскими путешественниками в XVII и XVIII веках. Однако в 19 веке колониальная администрация очистила этот район от мусора, и Конарк был вновь открыт. Сегодня Храм Солнца в Конарке является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм Солнца в Модере Самый известный Храм Солнца в Западной Индии-это Храм Солнца в Модхере, в Гуджарате, построенный королем Бхимой I из династии Соланки в 1026-1027 годах нашей эры.

Святилище храма предназначено для того, чтобы первые лучи восходящего солнца освещали изображение Сурьи в дни солнечного равноденствия. В день летнего солнцестояния солнце светит прямо над храмом в полдень, не отбрасывая тени. Интересно, что иконография Сурьи в храме имеет среднеазиатское влияние. Бог солнца изображен в своеобразных среднеазиатских сапогах и поясе.

Храм Солнца в Лонаре

Великолепный резной Храм Солнца расположен в Лонаре в Махараштре, недалеко от знаменитого кратера Лонар. Считается, что он был построен в 12 веке н. э. правителями династии Чалукья, а позже был преобразован в храм Вишну. Вишну здесь представлен в воплощении «Дайтья Судан» (Убийца Демонов). На потолке храма есть резьба, изображающая Вишну, убивающего Лонасура-демона, который, как говорят, прячется в озере Лонар!

Храм Солнца в Бхулешваре

Этот храм Солнца, расположенный в узких переулках Бхулешвара, недалеко от Марин-Драйв в Мумбаи, является одним из самых молодых храмов солнца в Индии и, возможно, одним из немногих в состоянии активного поклонения. Он был построен в 1899 году Гуджарати бизнесменом Харджваном Маниар Васанджи. Считается, что Маниар страдал от кожного недуга, который был излечен поклонением Богу Солнца, и он построил этот храм в знак своей благодарности. Храм открывается каждый день на восходе солнца и закрывается на закате.

Тур в Индию, храм Солнца

Храм Солнца в Кумбхаконама

В храмовом городе Кумбхаконам есть Храм Солнца, посвященный богу Солнца. Храм, как говорят , был построен Кулоттунга Чола (1070 – 1122 гг. н. э.), царем Чола, который, как говорят, установил правление Чола над Шривиджайей на Малайском архипелаге. Он был великим поклонником солнца и, как говорят, построил храмы солнца также в Нагапаттинаме и Пудукоттае.

Туры в Индию, храм Солнца