Тайный храм Каджурахо — наш тур в Индию
Поездка в Каджурахо — вдоль долгих линий сахарного тростника Западной Махараштры проходит через непрерывную линию плотно стоящих промышленных городов Индии. «Что это за город?» — спрашивают меня участники группы моего тура. Но я уже не знаю. Наш водитель читает имя города с навигатора.. Названия постоянно меняются и ни о чем не говорят. Это не Гималаи Индии (почти совсем пустая, не населенная людьми пустыня), это та самая перенаселенная Индия о который мы знаем — более 1-го миллиарда человек, 1\7 часть Земли…
Каждый из новых промышленных городов жадно рассеивает внешнюю границу другого… в безудержном поиске большего пространства для жилья и развития. Точно так как наш водитель ищет место на шоссе среди других автомобилей, а затем место для парковки — у огромного ресторана с фонтанами… Ресторан поражает великолепием тишины и прохлады…Мы жадно пьем эту тишину… Как-будто дверь в новый мир. Помещение ресторана с кондиционером и изысканными блюдами, мы проводим здесь слишком долго, и опять возвращаемся в автомобили — на пути из Агры в Каджурахо. Так и проходят наши туры… Они контрастны и глубоки в своих переходах …
В любом месте этого живописного маршрута, изуродованного человеческой деятельностью (как и бывает в любой стране мира) — достаточно лишь слегка отклониться от главной автомобильной артерии, как мы попадаем в пышную растительность индийских джунглей, рисовых плантаций. Здесь дорога почти не дает разогнать скорость, мы едем по ухабам.
На многие мили вокруг расстилается поле за полем высокого тростника, перемежающегося редкими участками банановых и скребущих небо кокосовых пальм.
Воловьи повозки замедляют ход, когда дороги сужаются, и на поворотах появляются крошечные деревушки с их терракотовыми домами и каменными балконами, все еще нетронутыми.
Здесь, в этой деревенской, изолированной местности, достаточно близкой к гипер-городской магистральной цивилизации и все же полностью изолированной от нее неизменным пастушеским существованием, никто не ожидает наткнуться на что-то важное. И поэтому, когда вы впервые замечаете загипнотизированным взглядом это маловероятное, запредельное место — Каджурахо.
Мы приезжаем сюда, заселяемся в отель с ажурными окнам и идем ужинать в ресторан под крики павлинов. Это кафе прямо на дереве… напротив храмов Каджурахо — храмов Любви, храмов с барельефами из Камасутры.
Следующим утром, после завтрака и посещения основных (обязательных к просмотру для всех туристов попавших в Каджурахо) мы попадаем в храм Копешвар — скрытой архитектурной жемчужине, продаваемой в наши дни как Каджурахо Махараштры, где находятся некоторые из лучших образцов древней Храмовой скульптуры в этой части страны.
Храм Капешвар — потрясающая реликвия Каджурахо. Копешвар — это разгневанная форма Шивы (одно из имен Шивы). История храма восходит к 7 веку н.э., То есть храму около 14 веков.
Частые сражения между враждующими королями приводили к длительным перерывам — проект был полностью заброшен. Это был правитель Силхары Гандарадитья, а затем цари-Ядавы Девгири, которые завершили строительство примерно 500 лет спустя — в 12 веке.
Каменный пьедестал, установленный к востоку от южной двери храма, с резными надписями на санскрите и написанными шрифтом Девнагри, упоминает 1136 год, когда Раджа Сингхандев из династии Ядавов завершил реконструкцию.
Прогуливаясь по периметру храма, мы поражаемся исключительным искусством резьбы, украшающей внешний фасад Копешвара. Храм разделен на 4 части: Сваргмандапам, Сабхамандапам, Антрал Какша (промежуточное пространство) и Гарбха Гриха (святилище).
Сваргамандапам с его открытым к небу потолком, поддерживаемый 48 причудливо выгравированными колоннами, поднимающимися к кругу, несомненно, является самой большой архитектурной особенностью. Это шедевр с круглым черным базальтовым камнем, 4 метра в диаметре, помещенным точно под потолком.
В отличие от других храмов Шивы, в Сваргамандапаме, через который человек входит в главный зал, здесь нет быка Шивы — Нанди. Это объясняет следующая легенда. Дакша, который был против того, чтобы его дочь Сати вышла замуж за Господа Шиву, не пригласил эту пару на Ягью, которую он проводил.
Когда Сати отправилась туда на Нанди, чтобы противостоять ему, она была унижена перед гостями. Не в силах вынести оскорбления, она прыгнула в огонь и покончила с собой. Когда Шива услышал о смерти своей любимой жены, он не смог сдержать своего гнева и убил Дакшу, отрубив ему голову. Позже Вишну привел Шиву или Копешвара (разгневанного Шиву) в Хидрапур, чтобы умиротворить его. Шива взял свое проклятие обратно и вернул Дакшу к жизни — но уже с козлиной головой. Легенда иллюстрирует, как храм получил свое название и почему здесь нет Нанди.
Это также объясняет, почему прохладные, тусклые интерьеры Гарбха Гриха, его стены, украшенные 18 великолепными статуэтками поклоняющихся нимф, содержат Лингу (столб света или лингам) — как Шиву (Копешвар), так и Вишну (Дхопешвар), что делает его поистине необычным местом поклонения для двух различных ветвей индуизма.
Если темное внутреннее святилище олицетворяет божественность, мир и отвечает на вопросы пленительных мифов, вдохновивших создание Копешвара, то экскурсия по часовой стрелке (парикрама), по захватывающему дух внешнему пространству, дает простор для размышлений о том, как могло выглядеть Индийское общество, обычаи и жизнь тысячу лет назад. Этот храм Каджурахо также является свидетельством высокого искусства имеющего быть в этих местах в 10 веке нашей эры.
Храм покоится на невероятной гаджапатте, огромной платформе из 92 резных слонов, каждый из которых отличается от другого, имеет отличные украшения, одежду и позу.
Это единственный храм Шивы в Индии, где вы видите Вишну в форме Линги (столб света, с которым связывают Шиву), прежде чем вы сможете увидеть настоящую Шиву.
Но на вершине гаджапатты стоят колонны с шумным изобилием резьбы, каждая из которых более изысканна, чем другая; пышные женщины в танцевальных позах, томные царицы, протягивающие руки или поглощенные своим письмом, старухи с обвисшими грудями, сцены из Махабхараты, Рамаяны и Панчатантры. Здесь есть животные, растения и фрукты всех видов. Здесь есть путешественники: афганские Патаны, иранский торговец и Парс из Кутча. Здесь есть также Будда, Ардха-Нарешвар, Васту, бросающий вызов Южному Ганеше, пузатый Кубер и ослепительное множество других богов и богинь. Фасад представляет собой оживленный микрокосм коммерческого, духовного и социального существования Индии в средневековье.
Копешвар сильно пострадал во время набегов мусульманского императора Аурангзеба, о чем свидетельствуют несколько разрушенных здесь статуй. У всех 92 слонов были вырезаны хоботы. Существует красивая и печальная легенда о дочери
императора Аурангзеба, которая отказалась покинуть помещение, загипнотизированная красотой его скульптур. Это привело к тому, что ее отец вандализировал статуи. Правдива ли эта история или нет — не очень важно. Одно мы знаем точно — как многие другие храмы Индии — этот храм Каджурахо стал жертвой массового опустошения индуистских религиозных объектов, начавшегося после вторжения моголов в Индию.
Проведя два дня в Каджурахо, мы отправились дальше по нашему маршруту, из Каджурахо в Варанаси.
Если вы хотите присоединиться к туру в Каджурахо или отправиться в индивидуальное путешествие сюда — пишите мне.