Индийская философия,  Консультации,  Отношения

Как справиться с привязанностью (не могу забыть)

Самый большой «грех» (причина) или то, почему мы не получаем чего мы хотим — наше желание управлять — наше желание управлять и контролировать результат нашего действия, и вообще контролировать других людей, их выбор.

«Почему я не получаю то, чего я хочу?»

Потому что это не в вашей власти.

Не все в вашей власти. Вы не можете управлять движением солнца, вы не можете управлять окружением, и вы не можете управлять биением вашего сердца, останавливая и запуская его. С чего вы взяли, что вы можете контролировать внешний объект?

Даже если вы «достойны» этого объекта, то ваше расставание с ним уже определено — потому что мы живем очень ограниченное время.

Давайте вместе подумаем о природе нашей привязанности.

Каковы причины привязанности?

Как отпускать привязанность, особенно, когда она причиняет нам страдание?

Йога, психология и астрология имеют свое отношение к проблеме привязанности.

В астрологии мы видим причины для этой привязанности — и будут ли отношения продолжаться (есть ли шанс вернуть партнера). Психология разберется в причинах привязанности (чего мне не хватает в себе, чтобы я дал это себе напрямую). И классическая индийская йога (восемь этапов) даст альтернативу привязанности — в счастье и полноте, которая для нас естественна, когда мы здоровы. Для йоги любая привязанность — препятствие, причина котрого незнание себя или отсутствие «места встречи с собой».

Привязанность подобно яду отравляет существование. Об этом говорит Будда (буддийская концепция непривязанности, ибо привязанность — причина страдания), об этом говорит современная эзотерика («безусловная любовь», любите без привязанности).

Бхагавадгита объясняет что именно происходит из-за привязанности любого рода. Кришна говорит, что постоянное размышление об объекте создает привязанность к объекту. Привязанность порождает желание обладать этой вещью, а желание (если не реализовано) порождает гнев. Гнев «гипнотизирует» человека и делает его неспособным к рациональному мышлению. Такой человек теряет контроль над своим разумом. Тот, кто потерял контроль над своим умом вскоре растеряет свою мудрость и интеллект, а тот, кто потерял свою мудрость и интеллект, теряет все.

dhyāyato viṣayānpuṁsaḥ saṅgasteṣūpajāyate,
saṅgātsaṁjāyate kāmaḥ kāmātkrodho’bhijāyate. (2:63)

krodhādbhavati saṁmohaḥ saṁmohātsmṛtivibhramaḥ,
smṛtibhraṁśād buddhināśo buddhināśātpraṇaśyati. (2:64)

Это психология привязанности, которую прекрасно объясняет древний текст Бхагавад Гита. Древние тексты Индии — это прежде всего знание человеческой психологии.

Итак, желая объект вы начинаете думать о нем, так привязываетесь, а затем ощущаете яд недоступности (раздражение, угнетение, злость и т.д). Как проявляется этот яд зависит от человека. Кто-то направляет недовольство вовне, проявляя гнев и, возможно, насилие. Кто-то будет угнетать себя, психика возьмет на себя этот яд. Подавленный гнев может разрастись в депрессию. Человек может оказаться в иллюзорном состоянии неполноценности, ущербности, никчемности и .тд.

Как справиться с привязанностью?

Йоги говорят, что прежде всего — нужно физически устраниться от объекта привязанности. Органы чувств (глаза, уши, прикосновение и т.д) — должны прекратить получать пищу.

То есть, если вы желаете какого-то человека — сделайте так, что вы не будете встречаться. Если вы работаете вместе, учитесь вместе — первый шаг это переезд и поиск другой работы. Здесь не может быть компромисса. Ваша решимость и ваш характер — должны подняться. Гнев должен быть направлен не наружу, не внутрь, но на решительное действие, волевое усилие. Когда органы чувств теряют контакт с объектом, все что вам остается победить — это ваша память.

yada samharate cayam, kurmo ‘nganiva sarvasah;
indriyanindriyarthebhyas, tasya prajna pratisthita;

Также как черепаха убирает руки и ноги внутрь панциря при первых признаках опасности; так и образованный человек должен немедленно отстраниться от чувств, как только он начнет привязываться.

Как справиться с привязанностью с точки зрения современной психологии?

Есть много методов, но все они сводятся к тому, что мы начинаем обращать внимание на себя.

Если вы зациклены на объекте желания, если вы думаете о нем… Займите свою жизнь, свои мысли так, чтобы у вас не оставалось времени и энергии на постоянное воспоминание об объекте желания и привязанности.

На моих консультациях я прошу клиента присылать мне список дел: что, когда и как он будет делать каждый день. Если мы не привыкли контролировать наш ум через медитацию и йогу, нам будет сложно перестать думать об объекте интереса, даже если мы не встречаемся с ним. Нам нужно дать нашему уму, нашему телу — занятие… МНОГО ЗАНЯТИЙ! Занять себя столь плотно, чтобы у нас не оставалось сил на постоянное воспоминание об объекте. Нам нужно повернуть наше внимание к себе.

Далее — очень банально, но верно: Если вы обедаете — вы должны быть с пищей, а не с мыслями об объекте вашего желания. Если вы управляете автомобилем — ваши глаза и разум должны быть на дороге. Если вы идете пешком, вам нужно помнить о следующем шаге…

Найдите занятие, которое привяжет ваш ум к этому занятию. Но вначале исключите прямые контакты с недоступным объектом желания, иначе органы чувств будут постоянно возвращаться к объекту, а внутри будет продолжать нарастать ощущение безысходности, тоски, внутреннего или внешнего гнева и .тд.

Другой шаг в сторону разрешения вопроса привязанности с точки зрения современной психологии — понять что именно вы заполняете этой привязанностью.

Возможно, в вашей жизни что-то давно не так, вы потухли и не ощущаете радость и некий объект снаружи, а также ваша реакция на этот объект — способ отвлечь себя (заполнить) — от более тяжелого состояния…. И тогда — это предмет работы, внутренней работы и анализа. Т.е. в этом случае — то, чем вы хотите обладать, но то чего у вас нет — отвлечение от того, где вы на самом деле находитесь.

Возвращаясь к постоянным мыслям об объекте привязанности, мы проживаем блуждающий ум. Бхагавад Гита говорит — отвлеките свой ум в тот момент, когда он начнет блуждать. Практикуйте йогу (8 шагов, включающую духовную практику, медитацию и .тд)!

Причины привязанности

В любом глубоком столкновении с привязанностью, нас будет интересовать вопрос причины и следствия: За что мне все это? Почему я страдаю?

Почему же наши привязанности столь наказуемы? Потому что мы пытаемся контролировать. Мы контролируем выбор другого человека и мы контролируем результат своих действий. Мы пытаемся управлять другим. Мы влияем на его свободную волю.

karmaṇy-evādhikāras te mā phaleṣhu kadāchana
mā karma-phala-hetur bhūr mā te saṅgo ’stvakarmaṇi

Что значит — у вас есть только право совершить действие, а не право на результат.

Где же выход?

Если вы хотите обрести внутреннее счастье и покой — не привязывайтесь ни к результатам (на которые у вас нет никаких претензий), ни к бездействию. Это идеал духовной философии Индии.

Результат (карма) любого действия зависят от множества факторов. Не вы один, не ваша судьба, ваши качества влияют на исход событий.

Есть некие внешние факторы, котоырми вы не можете управлять. Смиритесь с тем, что мир — свободен, и проявляется в своей игре непредсказуемо. Вы не можете все контролировать.

Все, кроме ваших действий, зависит от стольких внешних факторов, что почти все может пойти не так, все может завершиться\сломаться\умереть\измениться в любой момент.

Если вас беспокоят результаты, рано или поздно вы проиграете. У вас может развиться гнев, раздражение, ревность, чувство личной неполноценность, депрессия и .тд.

sukha-duḥkhe same kṛitvā lābhālābhau jayājayau
tato yuddhāya yujyasva naivaṁ pāpam avāpsyasi

Учение Индии говорит — «Относитесь к счастью и грусти как к одному. Относитесь к победе и поражению как к одному. Относитесь к выигрышам и потерям как к одному и тому же. После этого все, что вы делаете, никогда не будет грехом».

Здесь мы видим «встречу» психологии и йоги — направьте внимание на себя, станьте интересны себе, меняйте себя, а не другой объект… И, возможно, что-то изменится… Когда вы уже все отпустите… Потому что в этой жизни мы учимся отпускать, а не контролировать.

Помните что, «Любое действие, которое не совершается как жертвоприношение (или, точнее, как яджна), привязывает человека к миру. И действие, совершенное как жертва, освобождает вас от всех оков и рабства».

Жертвоприношение означает все, что сделано, сделано без ожидания получить что-либо взамен.

Всякий раз, когда у вас есть ожидания (это переходит как память подсознания, память тела — где я отдал — а мне не дали взамен) — это накапливается... Все что вы сделали просто так — будет посчитано вашим подсознанием.

И если вы делаете это не жертвуя, то либо вы должны получать оплату (и тогда это деловые отношения, а не любовь), то либо — не делайте, не давайте… Ибо иначе — все это сказывается на вашем теле, уме и личности. Вы обязательно все посчитаете и станете ощущать, что вам должны — что вас должны любить, вас должны выделать и т.д. Но объект вашего интереса — не подписывал с вами ни каких деловых отношений. Никто вас не просил заботиться о другом. Это был ваш выбор.

Итак, проблема привязанности широка.

Иногда мы привязываемся к материальным желаниям\объектам. Но нам не суждено получить этот дом, автомобиль — потому что внешняя экономика изменит свой курс. Иногда, мы хотим путешествовать или быть здоровыми — но появляются новые внешне-политические изменения, или, как мы уже знаем — возникает какой-то новый вирус.

Если мы не сможем понять, как сильно мы отравляем жизнь через контроль, жизнь станет мягче и для нас — в ответ.

Если же мы сталкиваемся с проблемой привязанности, невзаимной любви… Нам стоит спросить себя — манипулирую ли я другим, контролируя ли я его выбор? Вступаю ли я в отношения с другими, чтобы уйти от каких-то нерешенный дел? Все ли я делаю для самого себя и.тд.

Проблема привязанности заставляет нас задуматься о реальности этого мира, о том как мы преследуем наши желания, становимся их рабами и теряем радость бытия.

Что касается астрологии…

Индии мы изучаем астрологию через главный миф, описывающий жизнь. Это миф о желании…Абсолют… (Парабрахма) создает мир из желания, Затем преследует его, Затем попадает в ловушку в нем, Затем начинает скитаться в поисках спасения. …Никогда не зная, что Он Сам является Абсолютом.

Этим поиском желания управляют звезды…Этим незнанием Абсолюта, что он Абсолют управляют звёзды. И тот факт, что все это проявлено в нас — обучает нас астрологии, науке о времени и том, что все приходит и уходит …

В течении этой жизни мы реализуем это знание. Знание о желании. Знание о времени. Астрология говорит — мы не что иное, как рябь в бесконечном космическом океане, которая закончится в пределах трех циклов Сатурна.

Неважно, чего мы желаем, достигаем или теряем; все это можно удержать лишь внутри этих трех циклов…Счастье, печаль, боль, несчастье, радость, любовь — все будет приходить и уходить. От Сатурна до Раху, Юпитера и Венеры — мы должны испытывать, проживать — не владеть. Не владеть…Проживать….Не владеть….

Брак, образование, мать, отец, слава, деньги, здоровье или мы — рано или поздно завершимся как материя. Планеты продолжат двигаться.

Владеть невозможно…Но мы можем это Жить… в трёх циклах Сатурна.