Храм Байджнатх: Бог врачей
Храм Байджнатх является уникальной жемчужиной средневековой архитектуры штата Химачала. Мы заезжаем сюда с группой в турах, в путешествиях по Северной Индии, обычно в рамках дневной экскурсии их Дхарамсалы (в туре из Кашмира).
Здесь мы делаем паузу. Это паузы не только чтобы сделать фото. Мы живем вместе с камнем, чувствуем его место — где живет этот храм? В каком времени.
Камень храма переносит на с далекое прошлое.
Физически храм «докторов и целителей» находится в 16 км от Палампура, в 36 км к востоку от города Кангры — штата Химачал-Прадеш. Подобно драгоценному камню, искусно оправленному на великолепном фоне хребта Дхауладхар в Гималаях, средневековый Байджнатх — место целительной безмятежности.
Меридианы храма центрировались относительно земной оси определенным образом. В постройке храма использовались особые предметы и камни, они помещены в закладку фундамента. Это законы «Васту» — индийской архитектуры.
Расположенный на травянистом холме, недалеко от ничем не примечательной главной улицы города Байджнат, этот храм является одним из самых значительных святилищ и центров паломничества в Химачал-Прадеше.
Байджнатх получил свое название от «Байджнат», — одного из имен Шивы. В этой форме Шива — исцеляет. Здесь поклоняются Вайдьянатской форме (воплощению) Господа Шивы.
Вайдьянатх — Аватара Шивы как «Владыки врачей» («ваид» означает «врач»), и страдающие всевозможными недугами молятся в этом храме и находят исцеление.
Сюда же приезжают начинающие, молодые индийские врачи, чтобы получить благословение на практику.
Построенный в 1204 году нашей эры, этот храм пережил многочисленные землетрясения, которые потрясли этот регион на протяжении веков и разрушив многие великие храмы, подобные ему. Регион Кангра был также чрезвычайно богат благодаря своему расположению на торговых путях из Кашмира, Пенджаба и Тибета.
Многочисленные местные храмы были построены королями и преуспевающими торговцами; к сожалению, большинство из этих храмов разрушались землетрясениями, которые случались в течение долгого времени. Мы не знаем ни о ранней истории Байджната, ни о том, почему он был построен именно там, где стоит; мы можем только вывести, буквально выписать, вырисовать, его историю из фрагментов прошлого. Внутри храма есть две каменные надписи, известные историкам как «Байджнатх Прасастис».
Эти надписи говорят нам, что храм был построен в 1204 году н. э. двумя богатыми купцами, которые были преданными Господа Шивы, хотя некоторые историки считают, что храм стоял здесь еще в 9 веке н. э. , но имел другую внешнюю форму (то есть святилище сохранилось с 9-го века, а стены менялись).
Надпись на стенах говорит: «На этой земле живет известный купец Маньюка, сын Сиддхи. От него, чья преданность Шиве постоянна и огромна. У него есть мать по имени Чинна, у которого есть младший брат Ахука и кто намерен делать добрые дела; у него есть жена по имени Гюльха свободная от порицания и занятая чествованием гостей». Байджнатх Прасасти (надписи на стенах храмах) интригуют, поскольку они написаны на языке древнем языке. Перенесемся на несколько сотен лет вперед, и мы встретим Раджу Кангры — Сансара Чанда (1765-1823 годы жизни). Он является правителем династии каток. Во время своего правления он обновил храм Байджнатх. Об этом тоже свидетельствуют надписи в храме. Александр Каннингем, известный британский археолог, основавший археологическую службу Индии (ASI) — зарегистрировал это.
Еще одна дата, начертанная на деревянных дверях комплекса, — Самват 1840 года, то есть 1783 год, и она близка к находкам Каннингема. Храм также получил некоторые повреждения после землетрясения 1905 года в Кангре. Это повреждение было замечено Джоном Фогелем, голландским эпиграфистом, работавшим с АСИ, и вскоре было отремонтировано
Храм Байджнатх построен в Нагарском архитектурном стиле и является поистине чудом. Шикара (храмовая башня) возвышается на ок. 30 метров и украшен орнаментом иконографических — потертых временем деталей. Некоторые говорят, что шикхара украшена цветочными мотивами, в то время как другие утверждают, что это неразборчивый шрифт.
Фасад главного входа украшен изображениями божественных существ, включая Ганешу и Ханумана. Панно посвящено свадьбе Господа Шивы и Парвати. Небольшие ниши богато украшены богам и богиням индуистского пантеона. Во дворе святилища есть два быка Нанди. Внешние стены храмового комплекса уникальны в тем, что на них выгравированы различные надписи. На наружных стенах изображены различные шлоки, а на внутренних поверхностях выгравированы божественные и полубожественные фигуры.