Без рубрики

Красный Форт — если вы в Дели

Красный Форт, один из самых посещаемых памятников Индии — театр индийской истории. Не все туристы приходят сюда и получают понимание того, где они оказываются … Красный Форт — великий символ имперской славы, отражение неудач и уязвимости Индии, платформа для восстания, святыня для мучеников. Расположенный в самом сердце Старого Дели, среди шумных рынков и улиц, он вмещает в себе много индийских историй.

Дели начал привлекать к себе внимание Великих Моголов в 17 веке. До этого все внимание Моголов было приковано к Агре. Агра был их избранной столицей. Пока мусульманские императоры Акбар, Джахангир и Шах-Джахан правили из Агры — Дели продолжал процветать. Но в 1638 году пятый император Великих Моголов, Шах-Джахан, решил перенести свою столицу в Дели. Агра стала слишком большой и перенаселенной для его вкуса…

Решение было смелым и логичным. Дели, также расположенный на берегах Ямуны, всегда был важным городом. Именно здесь впервые был основан Делийский Султанат, здесь находились важные суфийские святыни, город уже до этого неоднократно служил столицей.

Первым памятником, построенным в новой столице, был Кила-и-Мубарак («счастливая Цитадель»), также известный как Кила-Шахджаханабад или Кила-и -Муалла (возвышенный Форт) — то, что мы сегодня знаем как Красный Форт.

Это место было выбрано потому, что там уже был небольшой форт, построенный сыном Шер-Шаха Сури в 1546 году. Шахджаханабад — так должен был называться новый город моголов.

Работа над становлением Красного форта началась в 1639 году, Шах-Джахан лично руководил проектом. Красный Форт занимал центральное место в плане новой столицы мусульманских правителей.

Главные ворота форта (Лахорские ворота), выходили на главную дорогу или бульвар — сегодняшнюю Чандни-Чоук-роуд (дорога). Бульвар заканчивался в Фатехпури Масджид, построенной по заказу одной из жен Шах-Джахана, Фатехпури Бегум, также в 17 веке. Со временем почетное место в комплексе было также отдано джайнскому храму. Он тоже выполнен в красном цвете, его до сих пор можно увидеть перед Красным фортом. Храм был знаком признания джайнским бизнесменам, которые контролировали большую часть торговли в то время в Дели.

На строительство Красного Форта ушло девять лет, и когда он был построен Крсный Форт стал городом внутри города. Внутри Красного форта располагались дворцы, казармы, базары, актовые залы и общественные зоны. Шах-Джахан переехал в Красный Форт в 1648 году. Он правил из Красного форта в течение десяти лет, пока его не заключил в тюрьму Агры собственный сын.

Когда туристы приходят сегодня в Красный Форт — они не видят прежней красоты и величия. От величия лишь большая территория, стены бывшего великолепия. Но и эти границы могут передать историю, которая рассказывается местными гидами.

Поэтому мы редко посещаем Красный Форт в турах по Индии. Посещение Красного Форта может быть оправдано лишь красивым рассказом, который ложится на просторах бывшей могольской обители. «Восстановить» в нашем воображении прошлое Красного форта можно благодаря древним записям, картинам и описаниям.

Франсуа Бернье, французский врач, живший в Дели в 17 веке, писал о форте в своей книге «Путешествия в империи Моголов: 1656-1668 годы н. э.». Он описал Красный Форт как «один из самых великолепных дворцов Востока», а затем перешел к описанию обширных садов, дворов, оживленных рынков крепости. Сады, по его словам, «всегда были полны цветов и зеленых кустарников, которые, по контрасту с огромными красными стенами, производили прекрасное впечатление».

Красный форт не всегда был полностью красным. Ранее большинство дворцовых комплексов были смесью красного и белого — двух любимых цветов мусульманских императоров.

Другая летопись, повествующая о славе Красного Форта, принадлежит Мухаммеду Уорису, который был назначен Шах-Джаханом для написания летописи о своем собственном царствовании. Он описывает шесть ворот с двадцатью одним бастионом. Некоторые ворота были круглыми, другие восьмиугольными. Внутри комплекса было два рынка, один из которых существует до сих пор.

В летописи используются украшения форта — зеркальная фреска и штукатурка особого вида. «Рай» Шах-Джахана был украшен произведениями искусства. Драгоценные камни и самоцветы, богато украшенные арки и колонны, изысканные фонтаны украшали большие павильоны и апартаменты. Одним из самых знаменитых элементов царского двора был Тахт-и-Таус, или Павлиний трон императора, который покоился в Диван-и-Хас, или зале для частных аудиенций. Диван-и-Хас все еще стоит, но Павлиний трон был разграблен во время персидского вторжения в 1739 году и увезен в Персию Надер-Шахом. Трон был демонтирован и его части интегрированы в Персидский Павлиний трон который сейчас находится в национальной казне Центрального банка Ирана. Другая часть находится во дворце Топкапы в Турции.

Через центр главного зала протекал Нахр-и-Бихишт, или «поток рая», который был каналом, проходящим через дворец, украшенный драгоценными камнями и фонтанами. Именно в «Диван-и-Хас» на внутренней стене начертан знаменитый стих Амира Хусро, восклицающего: «Если есть рай на земле, то это он, это он, это он». Теперь вы можете представить себе великолепие дворца, который когда-то стоял здесь.

Внутри Красного Форта были фонтаны с розовой водой и паровые ванны для членов королевской семьи. То были славные дни от которых не осталось следа..кроме этих красных стен, кроме летописей истории.

После правления Шах-Джахана и его Красный Форт, и Шахджаханабад столкнулись с проблемами. Закаленный в битвах Аурангзеб, узурпировавший трон у своего отца в 1658 году, казалось, не слишком заботился ни о Красном форте, ни о новом городе. И это чувство было взаимным.

Говорят, что принц дара Сико, старший сын и помазанный наследник Шах-Джахана (впоследствии он был убит Аурангзебом), был любимцем дворца и народа. Последние так и не простили Аурангзебу того, что он сделал с их императором, своим отцом. У местных жителей было так много невыраженного гнева, что однажды они закидали въезжающего в город Аурангзеба камнями.

Сам Аурангзеб недолго оставался в Красном форте; он вернулся в Декан в начале 1680-х гг. После Аурангзеба, когда слабые преемники растратили наследие великих Моголов, Форт пришел в упадок.

Первый серьезный удар по нему был нанесен руками Надер-Шаха, который разграбил форт в 1739 году. Драгоценные камни и произведения искусства, включая Павлиний трон, были увезены в качестве добычи.

Последующие набеги на Красный Форт были выполнены войсками маратхов, сикхов, джатов, Гурджаров, Рохильцев и афганцев. К началу 18 века могущество моголов свелось на нет. К 1752 году Маратхи взяли под свой контроль Форт, и Моголы стали «марионеточными», номинальными правителями под руководством Маратхов.

В 1760 году Маратхи прибегли к переплавке серебряного потолка Красного Форта. Им понадобились деньги для обороны Дели от армий Ахмад-Шаха Дуррани, афганского полководца. В 1761 году Дуррани совершил набег на Дели и захватил Форт. Но вскоре он был заменен Маратхами, которые занимали этот трон в течение двух десятилетий, вплоть до англо-Маратхской войны в 1803 году, которую они проиграли Британской Ост-Индской компании.

В 1788 году вождь Рохильи Гулам Кадир запер тогдашнего правителя Великих Моголов Шаха Алама в Форте и ослепил его, не пощадив и королевскую семью. В течение нескольких дней Рохиллы грабили форт, убивали людей внутри.

После захвата Дели в 1803 году англичане начали брать под свой контроль форт и Шахджаханабад. Ко времени прихода к власти Акбар-Шаха II (1806-1837 ) Красный Форт утратил свое величие. Бахадур-Шах Зафар — последний император Великих Моголов — вновь обрел некоторую власть. Когда индийские солдаты Ост-Индской компании пришли из Мирута в 1857 году, они убедили его возглавить их в борьбе против английской компании. Это было незадолго до того, как англичане атаковали и вошли в окруженный стенами город Шахджаханабад в сентябре 1857 года.

Британские войска уничтожили более двух третей дворцовых сооружений Красного Форта. В то время как дворец был превращен в помещения для британского гарнизона, Диван-и-АМ использовался в качестве госпиталя. Войскам было выделено еще несколько зданий. Драгоценные камни, драгоценности и произведения искусства, украшавшие дворцы, были снова разграблены. Несколько могольских построек на территории форта были разрушены, на их месте появились британские здания: армейские казармы, бунгало, административные здания, сараи и богадельни.

Лучшее визуальное представление о том, как выглядел Красный Форт изнутри, дают картины Гулама Али-Хана, который был придворным художником во времена Великих Моголов Акбар-Шаха II (р. 1806-1837) и Бахадур-Шаха Зафара (р. 1837-1858) в Дели. Хотя эти картины относятся к периоду, когда англичане уже взяли власть в свои руки, они показывают, как величественно выглядел Красный Форт даже тогда.

Красный Форт и борьба за свободу Индии

Почти через столетие после опустошения в 1857 году Красный Форт снова получил известность, когда в годы, предшествовавшие независимости Индии, в нем проводились испытания Индийской национальной армии (Ина).

После Второй мировой войны, в декабре 1945 года, три захваченных офицера Индийской национальной армии были преданы здесь публичному суду по обвинению в ведении войны против Британской Индии. Покои Баоли, или ступенчатого колодца, который находится в пределах Красного форта, но считается предшествующим ему, были превращены в тюрьму. Поскольку мужчины оставались там в плену, общенациональная кампания потребовала их освобождения. После убедительных аргументов трое офицеров Ина были наконец отпущены на свободу.

Имея столь богатую и символичную историю, неудивительно, что именно в Красном форте 15 августа 1947 года первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру развернул флаг независимой Индии. Выбрав это место в качестве места встречи, Индия восстанавливала свое наследие, отмечая его как место, где велись важные сражения в нашем походе к свободе. С тех пор именно с крепостных валов Красного Форта премьер-министр Индии ежегодно обращается к нации в День Независимости