Храм БхимаКали — по пути в Долину Спити
Химачал-Прадеш в народе Индии называют «Дев Бхуми» или «Земля Богов». Нетрудно понять почему, ведь по всему этому изысканно красивому Северо-индийскому штату всюду разбросаны храмы — обители богов.
Среди этих святынь есть храм Бхимакали в деревне Сарахан, в 180 км от Шимлы.
Я привожу сюда группы очень редко, по пути от Шимлы в Долину Спити. Обычно наши туры идут короткой дорогой через перевал Рохтанг (через Наггар и Куллу), но когда дорога в Спити перекрыта, мы выбираем долгий путь через Сарахан.
Мы останавливаемся в деревенском отеле купаясь в особой атмосфере этого места…Здесь, и это официально заверено! — живут самые умные люди Индии. Да, и сами эти люди — не совсем уже люди, а больше боги.
Уникальная и богато украшенная архитектура храма Бхимакали, его красочная история делают его достопримечательностью всей Северной Индии и Гималаев. Но приехать сюда специально, — только ради посещения этого храма — паломничество, и многие паломники приезжают в эти края лишь для того, чтобы получить благословение богини Кали в этой деревне.
Храм Бхимакали — башенный. Это «северный стиль» постройки индийских храмов. В этом стиле мы говорим о концентрировании энергии и точечной ее подаче прямо в святилище, и ,соответственно, тем, кто приходит в святилище. Все это делается по законам индийской архитектуры — васту.
Сарахан, который зовется еще воротами в Киннаур, был некогда столицей княжеского государства Бушар, расположенного на старой дороге (Великий торговый путь): Индостан-Тибет. Бушар, основанный в 1412 году, образовался границами Шимлы, Техри-Гарвала, Дехрадхуна, Куллу, Спити и Сукхетом.
Находящийся на высоте ок 2300 метров Сарахан имеет фантастический воздух .. пропитанный ароматами густых сосновых лесов. По дороге сюда вас будут постоянно сопровождать яблоневые сады и заснеженные горы.
Как и многие другие священные места в Химачал-Прадеше, это индийский город паломников, где абсолютно вся жизнь вращается вокруг местного божества. В данном случае — это Кали, в форме БхимаКали.
Храм Бхимакали расположен в самом центре деревни и когда-то был дворцом королевской семьи Бушара. Он является символом города.
Легенда о Бхимакали
Банасур, сын великого царя демонов Бали, был правителем этого царственного государства в эпоху Пуран. Царь Банасур (преданный Шивы) и Уша — (дочь царя Банасура и сын царя Прадьюмана) — были любовниками. Кришна убил царя Банасура. Считается, что голова Царя Банасура похоронена перед входными воротами храма и теперь отмечена возвышенной платформой, ведущей в первый двор.
После смерти царя Банасура правителем этого царства стал Царь Прадьюман. И с тех пор храм управлялся потомками этой династии (пока княжеские государства не были включены в состав суверенной Индии).
Как и в случае с многими индийскими храмами — мы не знаем его возраст. У нас нет никаких известных записей или исторических справок где мы могли бы с точностью узнать когда именно семья Бушара построила этот храм.
Другая легенда, связанная с богиней Бхимакали, упоминается в контексте с ягьей, которую проводил Дакша. После принесения себя в жертву огню, тело Сати было раскидано по всей Индии, здесь упало ухо Сати. Поэтому храм БхимаКали — шактипитха. Место нисхождения энергии Шакти.
На верхнем этаже недавно реконструированного храмового здания есть изображение великой богини. Ниже занимает святилище богини Парвати. В храмовом комплексе есть еще три храма божествам: Рагхунатхи, Нарсингхи и Байраве.
Храм является архитектурным чудом. В наших турах мы проводим здесь ночь, ходим на вечернюю и утреннюю пуджу (арти).
Храм являет собой удивительное сочетание индуистского и буддийских стилей. Главный храмовый комплекс построен вокруг трех дворов, окруженных со всех сторон зданиями. В отличие от многих других башенных храмов Индии (стиля «шикхара»), этот храмовый комплекс состоит из нескольких небольших храмов, гостевого дома, старого королевского дворца и двух башен копирующих друг-друга.
Первый двор, который находится на самом нижнем уровне, имеет храм Нарсингхи. Он построен из камня с шихарой на вершине, покрытой наклонной деревянной крышей. Во втором дворе находится храм Рагхунатха, в третьем дворе, самом высоком из трех, — внушительные башни-близнецы. Статуя Бхимакали находится в одной из этих башен, и все три двора имеют доступ к высоким декоративным и богато украшенным резьбой воротам. На периферии храмового комплекса предусмотрены вспомогательные здания и жилые помещения для обслуживающего персонала храма.
Храмовый комплекс имеет четыре ворот на разных уровнях, которые обеспечивают доступ во внутренние дворы и действуют как проходы. Каждый из этих врат отличается от других.
Главные въездные ворота в храмовый комплекс покрыты позолотой и богато украшены резьбой. Вторые ворота сделаны из дерева с затейливо вырезанной серебряной фольгой. Третьи ворота предназначены для того, чтобы обеспечить доступ к храму Рагхунатха. Четвертые ворота, которые представляют собой простую конструкцию из камня и покрыты шифером, являются главной дверью, которая ведет к двум главным башенным храмам. Эти врата известны как Шри Двар.
Помимо башен-близнецов, другой выдающейся особенностью храма Бхимакали, является сложная и богатая резьба по дереву и серебру по всему комплексу. На ставнях, балконах и балконных перилах высечены изображения самых разных индийских богов и богинь. Замысловато вырезанные деревянные кронштейны используются в качестве опор для балконов, декоративные деревянные узоры можно увидеть на внешних фасадах башен-близнецов и нескольких других сооружений храмового комплекса.
Одной из наиболее заметных особенностей комплекса являются деревянные колокольчики, которые издают жужжащий звук, когда колеблются на ветру. В тот момент, когда человек слышит их, атмосфера в храмовом комплексе полностью меняется.
Эстетически этот архитектурный стиль представляет собой совершенную симфонию с экосистемой и культурой народа Сараххана. Используются только местные материалы, такие как местный камень и дерево Деодар (кедр). Обычно, вся община региона участвует в процессе строительства под руководством главного мастера-каменщика. Природный шифер был добыт из близлежащих районов и используется в качестве основного кровельного материала поверх деревянных крыш.
Храм Бхимакали является одним из самых известных опытов с местными строительными материалами и местными строительными техниками для создания архитектурных жемчужин.
Помимо храма Бхимакали, в Сарахане есть еще несколько мест, которые стоит исследовать. Для любителей птиц здесь есть птичий заповедник. Есть также много небольших деревушек, которые мы исследуем пешим ходом. прогулками.. Все это называю «экотуризм» — это по душе не многим, но ограничения комфорта компенсируются несравнимым опытом. Подобных мест почти уже не осталось на земле. Поэтому туры сюда — редкость.
В то время как Сарахан интригует своими рассказами о могущественных богах и очень старых ритуалах, он также переносит нас в мир старомодных, живописных домов, диких роз и яблоневых садов. Если и было когда-нибудь место, где вы могли бы почувствовать спокойствие и силу одновременно, то это храм Бхимакали в Сарахане — на земле великолепной и грозной богини Кали.
Приглашаю вас в путешествие с нами!